Услуги
Переход к ресурсному методу оценки стоимости строительства должен обойтись без шоковой терапии
Такое мнение высказал в ходе VI Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев, обсудивший с участниками совещания трансформацию системы ценообразования и сметного нормирования. Один из ключевых этапов реформы – подготовка к переходу на ресурсно-индексный метод, применение которого планируется в России с 2022 года.
«Анализируя последние события и перемены в ценообразовании, я все же намеренно хотел бы избежать слова «реформа», так как все меры, предпринимаемые сегодня Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой, продиктованы необходимостью в глубинных преобразованиях системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и переводом ее на качественно новый уровень. Речь идет о повышении доступности и достоверности информации, достоверности самой системы ценообразования и ее совершенствования, но не о радикальной перестройке всей системы в целом», - подчеркнул Сергей Лахаев.
Как пояснил спикер, до 2016 года для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, фактически безальтернативно применялся базисно-индексный метод. «Мы не считаем, что этот метод стал неприменимым, и поэтому он плохой. У базисно-индексного метода много плюсов - и очень больших. Вопрос, скорее, в его реализации, инструментах и механизмах, которые могли бы поддерживать базисно-индексный метод в рабочем состоянии», - считает Сергей Лахаев. В итоге множество накопившихся и нерешенных своевременно проблем стали приводить к постоянному снижению точности и прозрачности применяемых механизмов ценообразования, отметил замглавы Главгосэкспертизы России.
Так, к 2016 году номенклатура индексов пересчета сметной стоимости строительства объектов содержала лишь 30 видов объектов. А номенклатура материалов, содержащая на тот момент менее 400 позиций, стала недостаточной для расчета индексов. Кроме того, долгое время не актуализировалась и нормативно-методическая база по ценообразованию в строительстве, поэтому многие нормы и методики расчетов не учитывали современные требования в части учета видов затрат.
С 2016 года Минстрой, исполняя поручения Президента Российской Федерации, приступил к реализации комплексных работ по совершенствованию системы. Ключевой элемент преобразований заключался в переходе на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства в тех случаях, когда проекты реализуются с привлечением средств бюджетной системы РФ, а также инвестиций госкомпаний.
Но ряд механизмов, разработанных в 2016-2018 годах в ходе трансформации системы ценообразования, оказались недостаточно эффективны, что привело к невозможности осуществить переход на ресурсный метод одномоментно и в запланированные сроки. Меры по поддержанию базисно-индексного метода в работоспособном состоянии и по его развитию были заморожены. Кроме того, в качестве негативного момента стоит отметить, что региональные центры фактически были исключены из государственной системы ценообразования. «С учетом масштабов страны и специфики ценообразования, сложившейся почти в каждом из 85 регионов, провести реформу в короткий срок оказалось невозможным», - пояснил Сергей Лахаев.
В 2019 году Минстрой и Главгосэкспертиза приступили к реализации мероприятий, утвержденных Правительством России и направленных на то, чтобы обеспечить, начиная с 2022 года, внедрение ресурсно-индексного метода, после чего переход на ресурсный метод может осуществляться эволюционным путем в каждом регионе по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о стоимости строительных ресурсов. «Переход на ресурсно-индексный метод позволит значительно повысить достоверность определения сметной стоимости по сравнению с базисно-индексным методом, применяемым в настоящее время. Тем самым он обеспечит постоянное повышение точности сметных расчетов за счет пополнения данных о текущих сметных ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС», - рассказал Сергей Лахаев. Он также подчеркнул, что единая цифровая платформа цен крайне важна для строительной отрасли, и сейчас продолжается ее доработка.
Уже завершена работа по созданию личных кабинетов поставщиков для подачи данных о стоимости материалов, а также личных кабинетов госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти: они будут запущены в эксплуатацию в начале 2021 года. Это позволит повысить наполняемость ФГИС ЦС, автоматизировать процесс подачи данных от субъектов и госкомпаний для расчета индексов изменения сметной стоимости, оптимизировать процедуру формирования и актуализации перечней производителей строительной продукции.
Отвечая на вопрос о проблеме пересчета базисного уровня стоимости сметных нормативов с 2000-го года, который был задан в ходе открытой дискуссии, Сергей Лахаев сообщил, что эта задача решается в рамках работы Минстроя и Главгосэкспертизы по переходу на ресурсно-индексный метод и будет завершена в 2021 году. «Это позволит устранить все сложности, связанные с тем, что за двадцать лет цена разных материалов изменились по-разному, и, следовательно, при применении индекса к одному или группе ресурсов эти несоответствия будут исключены».
«Анализируя последние события и перемены в ценообразовании, я все же намеренно хотел бы избежать слова «реформа», так как все меры, предпринимаемые сегодня Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой, продиктованы необходимостью в глубинных преобразованиях системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и переводом ее на качественно новый уровень. Речь идет о повышении доступности и достоверности информации, достоверности самой системы ценообразования и ее совершенствования, но не о радикальной перестройке всей системы в целом», - подчеркнул Сергей Лахаев.
Как пояснил спикер, до 2016 года для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, фактически безальтернативно применялся базисно-индексный метод. «Мы не считаем, что этот метод стал неприменимым, и поэтому он плохой. У базисно-индексного метода много плюсов - и очень больших. Вопрос, скорее, в его реализации, инструментах и механизмах, которые могли бы поддерживать базисно-индексный метод в рабочем состоянии», - считает Сергей Лахаев. В итоге множество накопившихся и нерешенных своевременно проблем стали приводить к постоянному снижению точности и прозрачности применяемых механизмов ценообразования, отметил замглавы Главгосэкспертизы России.
Так, к 2016 году номенклатура индексов пересчета сметной стоимости строительства объектов содержала лишь 30 видов объектов. А номенклатура материалов, содержащая на тот момент менее 400 позиций, стала недостаточной для расчета индексов. Кроме того, долгое время не актуализировалась и нормативно-методическая база по ценообразованию в строительстве, поэтому многие нормы и методики расчетов не учитывали современные требования в части учета видов затрат.
С 2016 года Минстрой, исполняя поручения Президента Российской Федерации, приступил к реализации комплексных работ по совершенствованию системы. Ключевой элемент преобразований заключался в переходе на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства в тех случаях, когда проекты реализуются с привлечением средств бюджетной системы РФ, а также инвестиций госкомпаний.
Но ряд механизмов, разработанных в 2016-2018 годах в ходе трансформации системы ценообразования, оказались недостаточно эффективны, что привело к невозможности осуществить переход на ресурсный метод одномоментно и в запланированные сроки. Меры по поддержанию базисно-индексного метода в работоспособном состоянии и по его развитию были заморожены. Кроме того, в качестве негативного момента стоит отметить, что региональные центры фактически были исключены из государственной системы ценообразования. «С учетом масштабов страны и специфики ценообразования, сложившейся почти в каждом из 85 регионов, провести реформу в короткий срок оказалось невозможным», - пояснил Сергей Лахаев.
В 2019 году Минстрой и Главгосэкспертиза приступили к реализации мероприятий, утвержденных Правительством России и направленных на то, чтобы обеспечить, начиная с 2022 года, внедрение ресурсно-индексного метода, после чего переход на ресурсный метод может осуществляться эволюционным путем в каждом регионе по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о стоимости строительных ресурсов. «Переход на ресурсно-индексный метод позволит значительно повысить достоверность определения сметной стоимости по сравнению с базисно-индексным методом, применяемым в настоящее время. Тем самым он обеспечит постоянное повышение точности сметных расчетов за счет пополнения данных о текущих сметных ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС», - рассказал Сергей Лахаев. Он также подчеркнул, что единая цифровая платформа цен крайне важна для строительной отрасли, и сейчас продолжается ее доработка.
Уже завершена работа по созданию личных кабинетов поставщиков для подачи данных о стоимости материалов, а также личных кабинетов госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти: они будут запущены в эксплуатацию в начале 2021 года. Это позволит повысить наполняемость ФГИС ЦС, автоматизировать процесс подачи данных от субъектов и госкомпаний для расчета индексов изменения сметной стоимости, оптимизировать процедуру формирования и актуализации перечней производителей строительной продукции.
Отвечая на вопрос о проблеме пересчета базисного уровня стоимости сметных нормативов с 2000-го года, который был задан в ходе открытой дискуссии, Сергей Лахаев сообщил, что эта задача решается в рамках работы Минстроя и Главгосэкспертизы по переходу на ресурсно-индексный метод и будет завершена в 2021 году. «Это позволит устранить все сложности, связанные с тем, что за двадцать лет цена разных материалов изменились по-разному, и, следовательно, при применении индекса к одному или группе ресурсов эти несоответствия будут исключены».