Услуги

Минтруд хочет увеличить штрафы за нарушение охраны труда

По данным Министерства по труду и социальной защиты около шести тысяч человек ежегодно получают диагноз профзаболевания, около трех тысяч работников гибнут в результате несчастных случаев на производстве. Но это – официальные данные. Реальность, по оценке специалистов, гораздо туже. Тревожные цифры говорят о том, что организация охраны труда на многих предприятиях до сих не направлена на сохранение жизни и здоровья трудящихся.

Подтверждает сказанное и то, что каждый третий работник в базовых отраслях экономики трудится сегодня во вредных и опасных условиях, причем ситуация с каждым годом не становится лучше. Неудовлетворительная организация охраны труда приводит к тому, что из года в год растут потери российских предприятий из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. К сожалению, Минтруд не может предложить внятную программу улучшений условий труда на предприятиях, кроме как ужесточение штрафов. Их предлагается значительно повысить начиная с будущего года. Причем штрафы возрастут в разы. Так, штрафы за нарушения в области охраны труда для организаций увеличатся втрое - с нынешних 50 тысяч до 150 тысяч рублей. А максимальное наказание для должностных лиц ужесточается в шесть раз - с 5 000 до 30 000 рублей.

Наиболее строго будут штрафоваться те нарушения, которые могут привести к несчастному случаю на производстве. Если на предприятии не проводится обучение и инструктирование работников по охране труда, не проводятся медицинские осмотры и не выдаются положенные по нормам средства индивидуальной защиты, то в этом случае руководитель может быть оштрафован на 25 – 30 тыс. рублей, а организация – от 130 тысяч до 150 тысяч рублей.

Напомним, что штрафы за нарушения в области охраны труда были повышены совсем недавно, в декабре 2013 года, когда был принят Федеральный закон N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Печально и то, что работодатели зачастую скрывают несчастные случаи на производстве. В прошлом году руководители предприятий пытались утаить от трудовых инспекторов более тысячи таких случаев и более 180 несчастных случаев со смертельным исходом. Для правоохранительных органов подобные случаи являются отягчающим обстоятельством со всеми вытекающими последствиями. Есть здесь и вина работников, которые поддаются на уговоры начальников не разглашать происшествия на производстве. В этом случае работники несут большие материальные потери.

В частности, если травма не признана производственной, то значительно уменьшаются размеры выплат по больничному листу. А в случае утраты профессиональной трудоспособности работник лишается социального пособия. Работающему люду следует помнить, что в соответствие с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности, были получены увечья или травмы, полученные:

  • при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера;
  • на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды, либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, предоставившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;
  • во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;
  • при следовании к месту служебной командировки и обратно;
  • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель - сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, бригада почтового вагона и другие);
  • во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;
  • при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера.

Экспертно-учебный центр "РосГосЭксперт" © 2011-2024