Услуги
Цифровая трансформация обеспечивает беспрецедентные возможности для развития стройкомплекса
Об особенностях проведения государственной экспертизы объектов в рамках седьмой недели проекта «Экспертизы будущего 2.0», который проходит в Главгосэкспертизе России, рассказали руководитель ГАУ города Москвы «Московская государственная экспертиза» Анна Яковлева и представители Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - заместитель начальника Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Елена Иванова и советник Отраслевого центра капитального строительства Госкорпорации Станислав Чуй.
«За последние годы в работе системы государственной экспертизы во главе с Главгосэкспертизой России произошел значительный прогресс. Общими усилиями мы заложили надежный фундамент экспертизы будущего и продолжаем постоянно развивать нашу работу. За это время было предпринято множество мер для того, чтобы экспертиза стала более открытой, удобной и доступной, и нам важно не останавливаться на достигнутом», – отметила руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева.
Важнейшим изменением, по мнению спикера, стал переход на электронную форму коммуникаций с заявителем, кроме того, была введена прозрачная система аттестации, разработан и запущен в промышленную эксплуатацию Единый государственный реестр экспертных заключений. Мосгосэкспертиза начала оказывать консалтинговые услуги, рассказала Анна Яковлева, в том числе проводить предварительную оценку проектов. Кроме того, важным шагом ведомства для снижения административных барьеров стало снижение регламентных сроков проведения экспертизы в столице: «В результате сроки проведения государственной экспертизы по опасным, технически сложным или уникальным объектам сократились с 60 до 45 дней, а по жилым объектам – с 45 до 30 дней». Также в Мосгосэкспертизе внедрена электронная запись к эксперту, организованы рабочие места для заявителей и даже создано специализированное подразделение – Управление комплексной экспертизы, объединившее экспертов, специализирующихся по всем разделам проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Большой шаг, считает Анна Яковлева, был сделан в сторону развития информационных технологий. Минстрой России подготовил систему нормативных документов, обеспечивающих переход к использованию технологий информационного моделирования. Мосгосэкспертиза была уполномочена на проведение «пилотных» проектов, содержащих информационные модели, а Москва стала пилотным регионом для внедрения BIM-технологий. Наработки организации в данном направлении могут быть полезны в масштабах всей страны, что особенно важно, если учесть, что в ближайшем будущем государственным заказчикам может быть вменена обязанность разрабатывать бюджетные проекты с использованием информационных технологий, и рано или поздно это станет обязательным критерием для привлечения инвесторов, подчеркнула глава Мосгосэкспертизы.
Запущенная в организации аналитическая информационная система «Экспертиза проектов» позволила объединить как внутренние, так и внешние информационные системы, в том числе со всеми органами исполнительной власти, например, с Правительством Москвы. Налажено взаимодействие с федеральными структурами, с Главгосэкспертизой России в части работы с ЕГРЗ. «Уверена, мы и дальше должны и будем вместе развиваться, улучшать качество нашей работы, совершенствовать наши услуги, делая их все более удобными для заявителя. Ведь экспертиза существует не сама по себе, но работает, в первую очередь, для обеспечения качества и безопасности объектов, которые проектируют и строят наши заявители», – резюмировала Анна Яковлева.
Заместитель начальника Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Госкорпорации «Ростатом» Елена Иванова обратила внимание слушателей на то, что начатая цифровая трансформация, в том числе в области экспертизы, обеспечивает беспрецедентные возможности для развития строительного комплекса.
На площадке Росатома, который, по сути представляет собой самую большую в мире инжиниринговую компанию, в рамках проведения цифровой трансформации реализуются масштабные проекты в интересах как строительной, так и атомной отраслей, в том числе внедряются новые информационные продукты, которые обеспечат эффективную реализацию курируемых проектов.
«Для наших объектов безопасность является важнейшим приоритетом, и при этом особое внимание уделяется ядерной и радиационной безопасности. Для объектов использования атомной энергии дополнительно предоставляется беспрецедентно большое количество требований, и все они обязательны к применению. Экспертиза проектной документации – это не только последний барьер превентивной безопасности, но и инструмент контроля инвестора. Все мы четко понимаем, что если проект не проходит экспертизу, то контролировать реализацию инвестиционного проекта такого уровня и специфики невозможно. Поэтому наши эксперты рассматривают и предпроектную, и проектную документацию объектов, которые в соответствии с Градостроительным кодексом не относятся к ведению государственной экспертизы. Например, проекты вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Также мы рассматриваем проектную документацию объектов использования атомной энергии, которые Госкорпорация «Росатом» строит за рубежом», - добавила Елена Иванова. Госкорпорация «Росатом» наделена полномочиями не только по проведению государственной экспертизы проектов, но и по выдаче разрешений на строительство, а также и государственному строительному надзору.
В мае 2019 года президент Российской Федерации подписал закон, уполномочивающий Росатом проводить экспертизу проектной документации объектов использования атомной энергии, которые сооружаются за рубежом с привлечением бюджетных средств, для чего в настоящее время активно разрабатывается нормативно-правовой акт, который будет регулировать эту деятельность.
В 2020 году Росатом планирует освоить экспертизу информационной модели, а в 2022 году запустить АИС «Экспертиза 2.0.», предполагающую внедрение цифровых инструментов проверки проектной документации. Уже сейчас Госкорпорации приходится работать с информационными технологиями, так как за рубежом многие объекты, в реализации которых участвует компания, проектируются с применением BIM-технологий. В итоге в Росатоме решили сформировать свои требования, в соответствии с которыми информационные модели будут направляться на экспертизу.
«В дальнейшем мы хотим автоматизировать рутинные операции, которые сегодня выполняем вручную. Так, есть возможность выделения отдельных требований, которые можно оцифровать и связать с обоснованием в проектной документации, уже можно обеспечить хотя бы частичную автоматизированную проверку информационных моделей с точки зрения их соответствия требованиям, создать базу знаний – привязку нормативной документации к содержанию разделов проекта с целью повышения качества и скорости проведения экспертизы. Но при этом несомненно, что в ближайшие годы электронных экспертиз, которые полностью заменили бы труд эксперта, не будет», - считает Елена Иванова.
В связи со значительными капитальными вложениями Росатома особое внимание специалистов компании уделяется вопросам рентабельности строящихся объектов. В связи с этим на базе Отраслевого центра капитального строительства Госкорпорации внедряется система комплексного управления стоимостью и сроками TCM NC, о которой на площадке «Экспертизы будущего 2.0» рассказал советник центра Станислав Чуй, руководивший программой внедрения с 2018 года по март 2019 года.
Он подчеркнул, что инвестиционная привлекательность проектов и управление ресурсами становятся приоритетными направлениями, а удержание лидерских позиций Росатома требует решения ряда ключевых задач: повышения эффективности управления стоимостью и сроками реализации проектов, обеспечения их прибыльности и эффективного портфельного управления. Для этого и была разработана уникальная программа стоимостного инжиниринга. TCM NC инициировала изменение модели бизнес-процесса Госкорпорации «Росатом» и ее переход на глобальный уровень.
Программа позволяет систематизировать имеющиеся и поступающие изменения и проводить детализацию проекта, определять ресурсным методом предельную и целевую стоимость, необходимую для сокращения и стоимости проекта, а также помогает принимать управленческие решения на протяжении всего жизненного цикла стратегического объекта, в первую очередь, на фазе его сооружения. Впервые в отрасли был применен управленческий подход к формированию оценок и бюджетов по пяти классам, при котором четкость оценки увеличивается по мере поступления и проработки данных.
Оценка пятого класса выполняется на предынвестиционном этапе в условиях ограниченного набора данных, оценка четвертого – позволяет подготовить технико-коммерческое предложение на основе данных проекта-аналога, определить цену контракта и сформировать директивный бюджет. При этом учитываются данные маркетинговых исследований и мониторинга стоимости ресурсов. На основе этого класса точности и заключается контракт.
Оценка третьего класса представляет собой расчет затрат на основе проектной документации с учетом локализации ресурсов и реестра рисков, позволяя принимать решения по финансированию основного этапа строительства и контролировать реализацию проекта. Оценка второго класса выполняется на основании данных рабочей документации. На ее основе происходит уточнение бюджета проекта, а также контроль решений по его изменению. Первый класс оценки производится на основании рабочей документации с подтверждением данных по результатам заключенных договоров. Именно на ее основе происходит контроль бюджета. Использование этих пяти классов позволяет получить максимальную точность оценки на протяжении всего жизненного цикла объекта.
«TCM NC – это сквозная часть цифровизации Госкорпорации «Росатом», и в какой-то момент она может стать единой системой для управления сроками и стоимостью при сооружении всех объектов капитальных вложений в атомной отрасли и - в перспективе - при формировании инвестиционных программ в Арктике, а также в других областях экономики. Мы уверены, что эта система открывает для госкорпораций путь в цифровое будущее», - заключил Станислав Чуй.
«За последние годы в работе системы государственной экспертизы во главе с Главгосэкспертизой России произошел значительный прогресс. Общими усилиями мы заложили надежный фундамент экспертизы будущего и продолжаем постоянно развивать нашу работу. За это время было предпринято множество мер для того, чтобы экспертиза стала более открытой, удобной и доступной, и нам важно не останавливаться на достигнутом», – отметила руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева.
Важнейшим изменением, по мнению спикера, стал переход на электронную форму коммуникаций с заявителем, кроме того, была введена прозрачная система аттестации, разработан и запущен в промышленную эксплуатацию Единый государственный реестр экспертных заключений. Мосгосэкспертиза начала оказывать консалтинговые услуги, рассказала Анна Яковлева, в том числе проводить предварительную оценку проектов. Кроме того, важным шагом ведомства для снижения административных барьеров стало снижение регламентных сроков проведения экспертизы в столице: «В результате сроки проведения государственной экспертизы по опасным, технически сложным или уникальным объектам сократились с 60 до 45 дней, а по жилым объектам – с 45 до 30 дней». Также в Мосгосэкспертизе внедрена электронная запись к эксперту, организованы рабочие места для заявителей и даже создано специализированное подразделение – Управление комплексной экспертизы, объединившее экспертов, специализирующихся по всем разделам проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Большой шаг, считает Анна Яковлева, был сделан в сторону развития информационных технологий. Минстрой России подготовил систему нормативных документов, обеспечивающих переход к использованию технологий информационного моделирования. Мосгосэкспертиза была уполномочена на проведение «пилотных» проектов, содержащих информационные модели, а Москва стала пилотным регионом для внедрения BIM-технологий. Наработки организации в данном направлении могут быть полезны в масштабах всей страны, что особенно важно, если учесть, что в ближайшем будущем государственным заказчикам может быть вменена обязанность разрабатывать бюджетные проекты с использованием информационных технологий, и рано или поздно это станет обязательным критерием для привлечения инвесторов, подчеркнула глава Мосгосэкспертизы.
Запущенная в организации аналитическая информационная система «Экспертиза проектов» позволила объединить как внутренние, так и внешние информационные системы, в том числе со всеми органами исполнительной власти, например, с Правительством Москвы. Налажено взаимодействие с федеральными структурами, с Главгосэкспертизой России в части работы с ЕГРЗ. «Уверена, мы и дальше должны и будем вместе развиваться, улучшать качество нашей работы, совершенствовать наши услуги, делая их все более удобными для заявителя. Ведь экспертиза существует не сама по себе, но работает, в первую очередь, для обеспечения качества и безопасности объектов, которые проектируют и строят наши заявители», – резюмировала Анна Яковлева.
Заместитель начальника Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Госкорпорации «Ростатом» Елена Иванова обратила внимание слушателей на то, что начатая цифровая трансформация, в том числе в области экспертизы, обеспечивает беспрецедентные возможности для развития строительного комплекса.
На площадке Росатома, который, по сути представляет собой самую большую в мире инжиниринговую компанию, в рамках проведения цифровой трансформации реализуются масштабные проекты в интересах как строительной, так и атомной отраслей, в том числе внедряются новые информационные продукты, которые обеспечат эффективную реализацию курируемых проектов.
«Для наших объектов безопасность является важнейшим приоритетом, и при этом особое внимание уделяется ядерной и радиационной безопасности. Для объектов использования атомной энергии дополнительно предоставляется беспрецедентно большое количество требований, и все они обязательны к применению. Экспертиза проектной документации – это не только последний барьер превентивной безопасности, но и инструмент контроля инвестора. Все мы четко понимаем, что если проект не проходит экспертизу, то контролировать реализацию инвестиционного проекта такого уровня и специфики невозможно. Поэтому наши эксперты рассматривают и предпроектную, и проектную документацию объектов, которые в соответствии с Градостроительным кодексом не относятся к ведению государственной экспертизы. Например, проекты вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Также мы рассматриваем проектную документацию объектов использования атомной энергии, которые Госкорпорация «Росатом» строит за рубежом», - добавила Елена Иванова. Госкорпорация «Росатом» наделена полномочиями не только по проведению государственной экспертизы проектов, но и по выдаче разрешений на строительство, а также и государственному строительному надзору.
В мае 2019 года президент Российской Федерации подписал закон, уполномочивающий Росатом проводить экспертизу проектной документации объектов использования атомной энергии, которые сооружаются за рубежом с привлечением бюджетных средств, для чего в настоящее время активно разрабатывается нормативно-правовой акт, который будет регулировать эту деятельность.
В 2020 году Росатом планирует освоить экспертизу информационной модели, а в 2022 году запустить АИС «Экспертиза 2.0.», предполагающую внедрение цифровых инструментов проверки проектной документации. Уже сейчас Госкорпорации приходится работать с информационными технологиями, так как за рубежом многие объекты, в реализации которых участвует компания, проектируются с применением BIM-технологий. В итоге в Росатоме решили сформировать свои требования, в соответствии с которыми информационные модели будут направляться на экспертизу.
«В дальнейшем мы хотим автоматизировать рутинные операции, которые сегодня выполняем вручную. Так, есть возможность выделения отдельных требований, которые можно оцифровать и связать с обоснованием в проектной документации, уже можно обеспечить хотя бы частичную автоматизированную проверку информационных моделей с точки зрения их соответствия требованиям, создать базу знаний – привязку нормативной документации к содержанию разделов проекта с целью повышения качества и скорости проведения экспертизы. Но при этом несомненно, что в ближайшие годы электронных экспертиз, которые полностью заменили бы труд эксперта, не будет», - считает Елена Иванова.
В связи со значительными капитальными вложениями Росатома особое внимание специалистов компании уделяется вопросам рентабельности строящихся объектов. В связи с этим на базе Отраслевого центра капитального строительства Госкорпорации внедряется система комплексного управления стоимостью и сроками TCM NC, о которой на площадке «Экспертизы будущего 2.0» рассказал советник центра Станислав Чуй, руководивший программой внедрения с 2018 года по март 2019 года.
Он подчеркнул, что инвестиционная привлекательность проектов и управление ресурсами становятся приоритетными направлениями, а удержание лидерских позиций Росатома требует решения ряда ключевых задач: повышения эффективности управления стоимостью и сроками реализации проектов, обеспечения их прибыльности и эффективного портфельного управления. Для этого и была разработана уникальная программа стоимостного инжиниринга. TCM NC инициировала изменение модели бизнес-процесса Госкорпорации «Росатом» и ее переход на глобальный уровень.
Программа позволяет систематизировать имеющиеся и поступающие изменения и проводить детализацию проекта, определять ресурсным методом предельную и целевую стоимость, необходимую для сокращения и стоимости проекта, а также помогает принимать управленческие решения на протяжении всего жизненного цикла стратегического объекта, в первую очередь, на фазе его сооружения. Впервые в отрасли был применен управленческий подход к формированию оценок и бюджетов по пяти классам, при котором четкость оценки увеличивается по мере поступления и проработки данных.
Оценка пятого класса выполняется на предынвестиционном этапе в условиях ограниченного набора данных, оценка четвертого – позволяет подготовить технико-коммерческое предложение на основе данных проекта-аналога, определить цену контракта и сформировать директивный бюджет. При этом учитываются данные маркетинговых исследований и мониторинга стоимости ресурсов. На основе этого класса точности и заключается контракт.
Оценка третьего класса представляет собой расчет затрат на основе проектной документации с учетом локализации ресурсов и реестра рисков, позволяя принимать решения по финансированию основного этапа строительства и контролировать реализацию проекта. Оценка второго класса выполняется на основании данных рабочей документации. На ее основе происходит уточнение бюджета проекта, а также контроль решений по его изменению. Первый класс оценки производится на основании рабочей документации с подтверждением данных по результатам заключенных договоров. Именно на ее основе происходит контроль бюджета. Использование этих пяти классов позволяет получить максимальную точность оценки на протяжении всего жизненного цикла объекта.
«TCM NC – это сквозная часть цифровизации Госкорпорации «Росатом», и в какой-то момент она может стать единой системой для управления сроками и стоимостью при сооружении всех объектов капитальных вложений в атомной отрасли и - в перспективе - при формировании инвестиционных программ в Арктике, а также в других областях экономики. Мы уверены, что эта система открывает для госкорпораций путь в цифровое будущее», - заключил Станислав Чуй.