Россия и ВТО: вступать, нельзя откладывать!

Вступать в ВТО необходимо для стимулирования структурной перестройки экономики

Два месяца назад Россия завершила переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации, длившиеся в течение последних 18 лет. Ратификация протокола, подписанного в декабре 2011 года, и окончательное вступление страны в ВТО должны произойти до конца 2012 года. Вступление в ВТО должно привести к значительному усилению возможностей России. Однако оно связано и с достаточно серьезными рисками.

Отраслевые риски

Одной из наиболее ощутимых угроз является снижение защитных барьеров, ограничивающих доступ иностранной продукции на внутрироссийский товарный рынок. Хотя уровень тарифной защиты отечественной промышленности снизился с 1999 года в среднем почти в два раза, по ряду товарных групп (в частности, по изделиям из металлов, резине, пластмассам и автомобилям) тарифные барьеры в России остаются в 1,5–2 раза выше среднемировых. После вступления в ВТО произойдет заметное снижение ввозных таможенных пошлин (в относительном выражении к базовому 2010 году) на 32 группы товаров. От 30% для мукомольной продукции и изделий из никеля до 61–66% для цветов и фармацевтической продукции.

Несмотря на то, что снижение пошлин будет растянуто на несколько лет (5–7), из-за их снижения пострадает ряд секторов промышленности. Одно из исследований ВШЭ показало, что наиболее чувствительными к изменению импортных пошлин (при увеличении импорта за счет расширения спроса, который не может быть в полной мере удовлетворен отечественной продукцией) являются рынки шин, легковых автомобилей, чая, кофе, косметики (за исключением декоративной); в меньшей мере — одежды, полимерных пленок, бытовой техники. Также попадают в зону риска сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение.

После того как мировая экономика оправится от нынешнего кризиса, который носит структурный характер, она окажется в состоянии длительной перестройки. Быстрый рост цен на сырье прекратится. В результате конкуренция на внутреннем рынке усилится, что (вкупе со снижением защитных мер, неизбежным при вступлении в ВТО) увеличит необходимость в адаптации к новым условиям и в повышении конкурентоспособности российских производителей.

При этом конкуренция на внутрироссийском рынке услуг после вступления в ВТО усилится в гораздо большей степени, чем в обрабатывающей промышленности.

В максимально возможной степени удалось защитить свой рынок российским банкирам. Представители же остальных сервисных отраслей были гораздо менее успешны в убеждении правительства. Сильнее всего усилится конкуренция на рынке информационно-коммуникационных услуг и вспомогательных транспортных услуг (для всех его видов, включая аэропорты), рынок которых в конечном счете будет открыт. Также будут приняты обязательства, связанные со значительным усилением конкуренции на внутреннем рынке (хотя и с некоторыми ограничениями), в отношении юридических, образовательных, прямых транспортных услуг (морского, воздушного и автодорожного транспорта), туризма (включая гостиницы и рестораны). 

Региональные риски

После вступления в ВТО могут возникнуть проблемы и у некоторых российских регионов. Видимо, больше всего пострадают районы локализации легкой промышленности: Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области. Сложная ситуация может возникнуть в Волгоградской области, где к числу проблемных относятся производство тракторов и поставка шин в другие регионы страны. А также в Самарской области — в сфере производства легковых автомобилей. Существует угроза и для Пермской области, в первую очередь для ее химической промышленности.

Вступление в ВТО может несколько усилить межрегиональную дифференциацию. Полученные после вступления в ВТО выгоды в виде роста потребления будут распределяться достаточно равномерно в процентном соотношении между домохозяйствами с разным уровнем дохода. Но, поскольку в России географические условия являются главным фактором, порождающими неравенство, экономически сильные регионы выиграют от вступления страны в ВТО, а слабые — проиграют. То есть одним из последствий станет усиление регионального неравенства, по крайней мере в краткосрочной перспективе. 

Снижение цен

Среди тех, кто, несомненно, выиграет от вступления в ВТО, — российское население. В течение нескольких лет оно сможет увидеть постепенное снижение цен на ряд импортных товаров и их российских аналогов. Наибольшее снижение (более 50% по сравнению с нынешним уровнем) ожидается на фармацевтическую продукцию (лекарства); живые растения (цветы); рыбу и ракообразных; химическую продукцию: белковые вещества, модифицированные крахмалы, клеи и ферменты, косметические средства; изделия полиграфической промышленности.

Снижение пошлин на импортное оборудование будет выгодно многим российским компаниям.

Среди бенефициаров от вступления находятся также производители оборудования, руд и продуктов неорганической химии — по причине их защиты, выторгованной Россией на переговорах. Они должны быть довольны планируемым повышением импортных пошлин на аналогичную зарубежную продукцию, абсолютный уровень которых сейчас очень невелик — от 2 до 4%.

Однако лишь этим потенциальные выгоды от присоединения России к ВТО не исчерпываются. Существует целый ряд преимуществ, которые не настолько очевидны, но сулят гораздо большую отдачу и для страны в целом, и для ее экономики в частности.

Экспортные перспективы

После вступления в ВТО на отмену экспортных пошлин смогут рассчитывать российские производители несырьевых экспортных товаров (в перспективе она распространится и на нефтепродукты), а доступ на зарубежные рынки станет гораздо более свободным. Они также получат возможность использовать «квазисудебные» органы ВТО для защиты своих интересов на внешних рынках.

Развитие несырьевого экспорта — это основной путь диверсификации российской экономики. Поэтому нашим регулирующим органам нужно наконец уйти от того отраслевого подхода в стимулировании экспорта, который опирается на старую «рикардианскую» теорию внешней торговли. Необходимо учитывать эффект масштаба и ориентироваться на выигрыш при перераспределении долей рынка от менее производительных фирм в пользу более производительных в одной и той же отрасли. Причем наиболее эффективных производителей нужно стимулировать во всех, а не в заранее отобранных отраслях.

Благо глобализации

Вступать в ВТО необходимо и для стимулирования структурной перестройки экономики. Под влиянием усилившейся конкуренции закроются неконкурентоспособные предприятия, ориентированные на внутренний рынок. В результате дефицитные трудовые и иные ресурсы смогут переместиться в новые сектора, в том числе ориентированные на экспорт. Однако для лучшего перераспределения ресурсов правительство обязано создать условия для мобильности капитала. Эти условия должны включать развитие рынка съемного жилья, ипотеки, устранение коррупционного налога и ограничений конкуренции в ряде регионов. Быстрые шаги в этом направлении позволят удержать долю импорта в удовлетворении внутреннего спроса в целом по экономике России на более-менее стабильном уровне.

Еще одним из следствий присоединения России к ВТО должна стать активизация институциональных реформ. Опыт ряда стран, пытавшихся в XX веке заняться догоняющим развитием, показал, что в большинстве случаев подобные изменения не происходят сами по себе, без жесткого стимула для чиновников. Вступление в ВТО даст российской экономике своего рода «внешний якорь». Страна приведет все свое законодательство, в том числе региональное, в соответствие со своими международными обязательствами и нормами ВТО. Российское правительство уже не сможет в неограниченном объеме использовать протекционистские меры, чтобы получать сиюминутный выигрыш и откладывать необходимые реформы. Это, помимо очевидных выгод для отечественных компаний, сможет уверить иностранных инвесторов в улучшении инвестиционного климата и создании условий для развития честного конкурентного бизнеса.

Наконец, членство в ВТО даст нам право прямого участия в работе одного из органов нового «мирового правительства». При вступлении в ВТО Россия станет долгожданным членом одной из самых влиятельных международных организаций. На фоне продолжающейся глобализации мировой экономики роль международных регуляторов разного рода будет лишь усиливаться. И пока «мировое правительство» не столь глобально, как мировая экономика, Россия, чтобы не оказаться в числе проигравших, должна стать одним из разработчиков новых правил игры на мировом рынке.

Источник: http://nsopb.ru