Поправки правительства оценят на «вредоносность»

Институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) может в ближайшее время серьезно расшириться. Под ОРВ могут подпасть поправки правительственных чиновников к законопроектам, готовящимся ко второму чтению. Кроме того, ревизии могут подвергнуться и уже принятые нормативно-правовые акты, которые успели принести проблемы бизнесу.

На состоявшемся вчера консультативном совете по ОРВ министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов заявил, что проверку ведомственных документов на «вредоносность» нужно усилить, а рамки ОРВ — увеличить.

Первое, чего должно коснуться расширение, — распространение механизма ОРВ на законопроекты, подготовленные ко второму чтению в Госдуме. По словам главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, в ближайшее время в Белом доме состоится совещание по этим предложениям. По данным РБК daily, заседание запланировано на 11 июля.

Впрочем, пока что изменения могут коснуться лишь правительственных поправок. «Это самый простой вариант. Дальше идет целый «куст» альтернатив», — пояснил замминистра экономического развития Олег Фомичев. Один из самых спорных вопросов — возможность ОРВ для депутатских поправок. «Рецензировать то, что делает Госдума, — очень скользкая тема. Трудно ограничивать депутатов в принятии поправок, потому что они могут вноситься даже «с голоса», — добавил Фомичев.

Начинать работу в любом случае нужно уже сейчас, а по ходу продолжать прорабатывать с Госдумой компромиссные варианты, уверен глава ТПП Сергей Катырин. ОРВ можно опробовать уже на лежащих в Госдуме «спорных» законопроектах — о федеральной контрактной системе или законопроекте о заемном труде, считает руководитель РСПП Александр Шохин.

«Процедурный ультиматум», предлагаемый Минэкономразвития, — идея хорошая, но есть ряд рисков, которые она таит, предупреждает президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан. Во-первых — риски имитации бурной деятельности по ОРВ. «Таблицы могут быть заполнены формально, но не качественно», — поясняет он. Во-вторых, если список документов, подпадающих под ОРВ, расширится, то встанет вопрос кадровых мощностей, которые будут делать оценку НПА. К тому же не стоит забывать о лоббистах, которые могут воспользоваться ОРВ в своих целях, добавляет г-н Аузан. «Нужно методологически выстроить отбор актов, а не смотреть все сразу. Ведь 80% барьеров формируют лишь 20% документов», — согласен директор Центра ОРВ ВШЭ Даниил Цыганков.

Кроме идеи внедрения ОРВ в Госдуму чиновники рассматривают варианты расширения предметной области «аттестации» важных для бизнеса и экономики документов. В частности, ОРВ планируется распространить на акты, определяющие правила проведения налогового контроля, обжалования в сфере налогообложения, а также акты таможенного дела.

Более того, чиновники рассматривают возможность ретро­спективного ОРВ: когда через год после работы по тому или иному нормативно-правовому акту становится понятно, что его принятие было ошибкой. Необходимо еще разработать целый ряд документов — типовые формы отчета и заключения, говорит глава департамента ОРВ Вадим Живулин. Площадкой для такого механизма должен стать специальный отдельный сайт, на котором все заинтересованные смогут обсудить ведомственные инициативы.